Инфраструктура. Право. Решения.

 

Ряд правовых инструментов, позволяющих эффективно организовать договорные отношения и распределять риски между контрагентами, доступны только для предпринимателей. Либо могут работать в пользу стороны, не осуществляющей предпринимательскую деятельность. Такой подход оправдан общим подходом к регулированию предпринимательской деятельности – открываются дополнительные возможности для ведения деятельности с "равными" контрагентами, но при этом защищается “слабая” сторона (как правило, потребителя).

Примеры такого инструментария:

1.   Право на одностороннее изменение условий или односторонний отказ от исполнения договора1 

Позволяет избежать судебного порядка изменения или расторжения договора, если «срабатывают» триггеры, установленные в соглашении.

2.   Институт возмещения потерь2 (аналог indemnity)

Удобный инструмент распределения рисков: стороны могут предусмотреть обязанность одной из них возместить имущественные потери другой, возникшие в случае наступления определенных в соглашении обстоятельств и не связанные с нарушением обязательства сторонами.

3. Заверения об обстоятельствах3

Стороны могут давать друг другу заверения об обстоятельствах, имеющих значение для заключения, исполнения и прекращения договора. Если такие заверения оказались недостоверными, то провайдер недостоверной информации должен возместить убытки контрагента или выплатить ему неустойку.

Один из основополагающих принципов государственного-частного партнерства – распределение рисков между публичной и частной сторонами. Логично предположить, что для участников такого партнерства должен быть доступен весь спектр инструментария, применимого для предпринимателей. Однако публичный партнер (или концедент) – не является предпринимательской структурой. Необходимо также учитывать и целеполагающий аспект ГЧП – взаимодействие частного и публичного партнеров всегда направлено на решение публичных задач, в такой ситуации в первую очередь могут защищаться публичные интересы, а не интересы предпринимателя.

Поэтому вопрос о применении обозначенных инструментов в концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве является дискуссионным. Вместе с тем, использование предпринимательского инструментария в ГЧП-проектах представляется востребованным. Например, институт возмещения потерь соответствует природе особых обстоятельств4 и позволяет установить соответствующие последствия их наступления (речь идет о компенсации дополнительных расходах, которые, как правило, компенсирует публичная сторона). Заверение об обстоятельствах позволяет защитить стороны от пороков, которые не были известны при подготовке проекта, в том числе в силу недобросовестного поведения другой стороны (например, притязания третьих лиц на имущество, отсутствие права собственности у публичной стороны, несоблюдение корпоративных процедур частной стороной и др.).

На практике зачастую ГЧП-проекты структурируются с использованием упомянутых инструментов (иногда с прямой оговоркой в соглашении о том, что стороны договорились применять «предпринимательский режим»). Полагаем, что пока не сформировалась однозначная правоприменительная практика по рассмотренному вопросу, к использованию предпринимательского инструментария в ГЧП-проектах следует подходить осторожно, взвешивая возможные риски «несрабатывания» таких механизмов.


ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАШ ТЕЛЕГРАМ-КАНАЛ ГЧП-СОВЕТНИК!


Пункт 2 статьи 310 ГК РФ.

Статья 406.1 ГК РФ.

Статья 431.2 ГК РФ.

4 http://pppadvisor.ru/dictionary/osobye-obstoyatelstva/


Информация, размещенная на данном веб-сайте, не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению без указания ссылки на компанию P&P Unity.

 


Последние статьи

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП
17 Oct 2025
Новый акт

Новый законопроект Минэкономразвития России о внесении изменений в концессионное законодательство и законодательство о ГЧП

Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации <…>».

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов
15 Oct 2025
Новый акт

Законопроект об одобрении концессий законодательными органами регионов и муниципалитетов

14 октября 2025 года в Госдуму внесен законопроект об обязательном предварительном одобрении региональных и муниципальных концессий законодательными органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы
19 Sep 2025
Новости

Изменения в концессионном законодательстве о ЖКХ с 1 сентября 2025 года: ответы на самые частые вопросы

Эксперты P&P Unity подготовили краткий FAQ об основных изменениях в концессионном законодательстве в сфере ЖКХ с 1 сентября 2025 года

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах
18 Sep 2025
Новый акт

В третьем чтении принят законопроект о размещении рекламы на космических объектах

В третьем чтении принят законопроект, предусматривающий возможность размещения рекламы на космических объектах. Согласно пояснительной записке, по оценке Госкорпорации «Роскосмос» потенциальный доход может составить до 200 млн рублей ежегодно от размещения рекламы на космической технике и до 5 млн рублей ежегодно от установки и (или) эксплуатации наружной рекламы на объектах космической инфраструктуры.